1САО РЕСО-Гарантия филиал в Архангельской области, Архангельск, Россия, e-mail: 2469762@mail.ru
2Устьянская Специализированная Детско-юношеская спортивная школа Олимпийского
резерва, Архангельская область, Россия, , e-mail: ystdush@mail.ru
PSYCHOLOGY OF SPORTS SPIRIT
Pegusheva T.V. 1Chastlivaya E.A.2
1CАО RESO-Garantiya branch in the Arkhangelsk region, Arkhangelsk, Russia, e-mail: 2469762@mail.ru
2Ustyanskaya Specialized Children and Youth Olympic Reserve Sports School Arkhangelsk region,
Russia, e-mail: ystdush@mail.ru
Аннотация. Данная статья посвящена теоретическому осмыслению продвижения спортивного духа среди молодежи. Сначала в ней рассматривается сама концепция спортивного духа и то, как соревновательность на нее влияет. Затем, дается краткий обзор теоретических основ спортивного мастерства. Наконец, делаются основные выводы о том, каким образом можно определить спортивное мастерство или, другими словами, спортивный дух, и, каким образом, это можно применить для воспитания юных спортсменов.
Annotation. This article is devoted to the theoretical understanding of the promotion of sports spirit among young people. It first looks at the concept of sporting spirit and how competitiveness affects it. Then, a brief overview of the theoretical foundations of sportsmanship is given. Finally, the main conclusions are made about how sportsmanship or, in other words, sportsmanship can be defined, and how this can be applied to the education of young athletes.
Введение. Что такое спортивный дух? В сегодняшней спортивной культуре большинство людей затрудняются дать четкое определение термину и предпочитаются пользоваться подходом «я узнаю, когда это увижу». К сожалению, в области молодежного спорта в понимании тренеров и родителей юных спортсменов понятие спортивного духа упростилось до простого пожатия рук вначале соревнований. Shigeno, T.C., Lauer, E.E., Fisher, L.A., Johnson, E.J. and Zakrajsek, R.A. определяют спортивный дух как добродетель координации игры с соревнованием «в свете моральных целей», однако и оно не раскрывает четкой сути определения [6].
Цель работы – охарактеризовать концепцию спортивного духа и его влияние на соревновательность спортсменов.
Результаты работы. Соревнование неразрывно связано со спортивным духом. Психологи различают две «ориентации» людей на конкуренцию: ориентацию на эго и ориентацию на задачу.
Люди, движимые ориентацией на эго, выбирают конкуренцию, чтобы победить своих противников. Победой они стремятся подтвердить и показать свое превосходство. Для людей с сильной ориентацией на эго победа достигается всеми средствами и любой ценой, даже если это означает обман или причинение вреда их противникам.
Другие люди руководствуются ориентацией на задачу. Конкуренты с сильной ориентацией на задачу концентрируют свою энергию не на победе, а на поставленной задаче. Эти люди решают участвовать в соревнованиях, чтобы постоянно совершенствовать свои навыки. Соревнование тем самым становится соревнованием с самим собой. Они сосредоточены на постановке личных целей, которые являются частью более крупных целей. Следует отметить, что это направление исследований продемонстрировало, что обе конструкции существуют одновременно у людей; однако относительная степень каждой конструкции будет варьироваться [1].
Когда доминирует ориентация на эго, спортивный дух отходит на второй план. К сожалению, современная спортивная культура, особенно модель профессионального спорта, усиливает этот взгляд на соревнование и тем самым подрывает развитие спортивного мастерства у молодых спортсменов. Среди некоторых профессиональных спортсменов трудно найти благородных проигравших и победителей. Когда молодые спортсмены постоянно сталкиваются с такими моделями, неудивительно, что они проявляют мало спортивного мастерства и уважения к своим противникам. И это же доказывают разные исследования, показывающие, что подавляющее число молодых спортсменов готовы прибегнуть к игре не по правилам ради победы.
В связи с практиками, которые наблюдаются в профессиональном спорте каждый день, получил свое развитие такой раздел исследований как спортивная психология, которые обращаются к работам о морали. Здесь ключевым является такое понятие как нравственная тренировка, которая предполагает подчинение социальным нормам определенной группы (Muhtar and Dallyono, 2020; Rudd, 2019). Хотя конкретные программы могут иметь разные цели нравственного воспитания, большинство из них включает в себя обучение детей моральным принципам и самостоятельному принятию решений таким образом, который требует все более высоких моральных рассуждений. В целом, эта область исследований направлена на ответ на извечный вопрос: «Спорт формирует характер?» [4,5].
Разные направления в психологии и, отдельно, в спортивной психологии, могут по-разному посмотреть на этот вопрос. Социальные когнитивные теоретики Marks, D.F. (2002) и др. утверждают, что нравственное развитие является результатом процесса принятия и перенесения на себя поведения значимых взрослых, таких как родители, тренеры, учителя и сверстники [2]. Поскольку, мораль определяется в контексте конкретного общества, культуры или группы, воспринимаемый мотивационный климат, создаваемый лигами, клубами, тренерами и родителями, оказывает все большее влияние на моральное поведение детей в спорте.
Теоретики структурного развития (Mathes, 2019 и др.) признают влияние среды и психологического роста личности на нравственное развитие [3]. Однако они делают различия между моральными познаниями человека (мысли о правильном и неправильном) и его поведением и реакцией в данный момент времени. В итоге они смотрят на эволюцию когнитивной структуры, которая организует эти процессы (моральная структура). Например, родители смотрят футбольный матч своих детей. Защитник играет жестко, но по правилам, а их ребенок в нападении в это время ведет мяч к воротам. Если родители ребенка в нападении нацелены на его победу, то, в то время как логический их анализ должен был бы заключаться в том, что ребенок из другой команды хорошо играет в обороне, они могут вместо этого кричать на судью о пропущенном фоле.
Данная модель, разработанная как основа для исследований и нравственного воспитания, подчеркивает взаимный характер отношений между всеми компонентами. Эта теоретическая основа демонстрирует важное влияние тренеров на формирование спортивной среды, позволяющей молодым спортсменам овладевать моральными навыками, необходимыми не только для того, чтобы стать лучшими спортсменами, но и лучшими людьми.
Данная модель была расширена и применена для рассмотрения ситуацию в спорте (Shigeno, T.C., и др., 2019) таким образом, что каждый компонент включал влияние личных компетенций, социально-контекстуальных факторов и переменных, касающихся эго человека (это включает в себя эмпатию, логический анализ и другое). Сосредоточив внимание на взаимодействии между контекстуальными и личными переменными, модель подчеркивает идею о том, что недостаток информации о ситуации может привести к принятию неверных с точки зрения морали решений [6].
Заключение. Ряд спортивных психологов считают, что сегодняшним детям нужно больше возможностей играть в «игры на песочнице» (т. е. организовывать и адаптировать занятия спортом к потребностям всех участников). Такие ситуации очень способствуют закладыванию основ творческого решения проблем, настойчивости и внутренней мотивации — качествам, присущим чемпионам многих видов спорта.
Однако вместо того, чтобы иметь возможности для игр на песочнице, сегодняшние дети, как правило, вынуждены играть в уменьшенные версии взрослых видов спорта, которые организованы и управляются взрослыми, практически не имеющими формальной подготовки в области спорта, образования или развития молодежи. Как указывалось ранее, многие из этих взрослых ориентируются на эго и делают упор на победу над противником любой ценой. Они больше заботятся о конкурентоспособности своих детей, чем о спортивном духе и нравственном развитии.
Список литературы
Cosma, G.-A., Chiracu, A., Stepan, A.-R., Gatzel, R., Iancu, A. and Cosma, A. Sportsmanship and Basic Psychological Needs in Sports Students. [online] Baltic Journal of Health and Physical Activity, 2021.
Marks, D.F. The Health Psychology Reader. [online] Google Books. SAGE Publications. 2002.
Mathes, E.W. An Evolutionary Perspective on Kohlberg’s Theory of Moral Development. Current Psychology, 2019, 40(8).
Muhtar, T. and Dallyono, R. CHARACTER EDUCATION FROM THE PERSPECTIVES OF ELEMENTARY SCHOOL PHYSICAL EDUCATION TEACHERS. Jurnal Cakrawala Pendidikan, 2020, 39(2), pp.395–408.
Rudd, A. College Athletics Directors’ Attitudes toward Spectator Aggression. Journal for the Study of Sports and Athletes in Education, 2019, 13(1), pp.11–29.
Shigeno, T.C., Lauer, E.E., Fisher, L.A., Johnson, E.J. and Zakrajsek, R.A. The Coach’s Role in Creating Moral Group Norms in Youth Sport. International Sport Coaching Journal, 6(2), 2019, pp.220–225.