Авторы сделали попытку сформировать интегративное представление о сущности и компонентном составе физической культуры, которое базируется на концепциях, синтезирующих односторонние представления о физической культуре, в единую системную модель. Эти концепции согласуются с общим процессом культурного развития. Они устанавливают связь культуры с духовным производством, с преобразованием природной, социальной среды и природы самого человека.
Общая проблема функционирования физической культуры состоит в несоответствии её состояния объективным требованиям развития страны в условиях экономических отношений. В последние годы достаточно остро поставлен вопрос о «человеке телесном». Выделены понятия: «природное тело» - биологическое тело индивида; «культурное тело» - продукт культуросообразного формирования и использования телесного начала в человеке; «социальное тело» - результат взаимодействия естественного данного человеческого организма с социальной средой.
Вместе с тем подчёркивается, что физическая культура – социально-педагогическое явление. Тогда с аксеологических позиций она – творческая деятельность по освоению и созданию ценностей в сфере физического совершенствования человека.
При определении компонентного состава физической культуры авторы исходят из теории потребностей и теории деятельности. Каждый из компонентов физической культуры обладает своими специфическими средствами и методами, полностью удовлетворяющими конкретные потребности, которые все другие компоненты удовлетворить не могут или удовлетворяют частично. Общей основой всех компонентов являются физические упражнения. В последние годы делается акцент на приоритет духовности в процессе развития телесно-двигательных качеств человека, на целесообразности отказа от существующей ныне системы физического воспитания.